ДИСЦИПЛИНЫ
Учебные программы ДХШ им. М.К. Аникушина разработаны на основе примерных учебных планов и программ, направленных Министерством культуры Российской Федерации в Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга, и являются результатом обобщенного опыта деятельности всего педагогического коллектива.
С 2013 года школа реализует дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области изобразительного искусства "Живопись"
(8 лет с дополнительным 9 –м годом обучения) в соответствии с федеральными государственными требованиями. Все программы направлены на выявление индивидуальных способностей и склонностей учащихся, развитие мотивации к познанию
и творчеству, обеспечивают развитие разносторонней творческой одаренности детей и подростков, их общее эстетическое воспитание, приобщение к общечеловеческим ценностям, а также профессиональную направленность учащихся, выразивших желание
(и проявивших способности) поступить в специальные образовательные учреждения.
РИСУНОК
Рисунок – важнейшая ведущая дисциплина в профессиональном обучении учащихся ДХШ – основа реалистического изображения окружающего мира. 
Задача курса рисунка состоит в том, чтобы научить учащихся видеть и реалистически изображать характер предмета, пропорции, конструкцию, его положение в пространстве, движение, передавать материальность и фактуру предмета. Преподаватель знакомит учащихся с основными принципами учебного рисунка, дает понятие о построении, о применении в рисунке перспективы, об источнике света и распространении освещения по предмету, о роли светотени в рисунке, о тенях собственных и падающих, о рефлексах и бликах. 
На занятиях учащиеся изучают не только технику работы простым карандашом, но и выполняют работы углём, сангиной, тушью и другими материалами. 
Учебный предмет «рисунок» преподаётся в художественной школе с 4 по 9 классы по 3 часа в неделю. 
ЖИВОПИСЬ
Задача курса живописи – развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всём многообразии её цветосветовых отношений. 
Основной принцип обучения – неразделимость процесса работы над цветом и формой. Решение колористических задач не должно происходить в отрыве от изучения формы. В процессе обучения осуществляется знакомство учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами, а также освоение и применение в работе знаний о свойствах цвета в живописи (локальный цвет, изменение цвета на свету и в тени, светосила в воздушной среде, взаимодействие цветов, рефлекс, холодные и тёплые цвета, сближенность и контрастность цветов, спектр и дополнительные цвета, цветовая гамма, колорит). 
В процессе обучения учащиеся должны научиться видеть и передавать цветовые отношения, сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах в эскизах), а далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями, рефлексами, в условиях пространственно – воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом. Следует отметить, что на занятиях по живописи в художественной школе основным художественным материалом является акварель, что не исключает использования в отдельных заданиях и упражнениях других материалов (например, - гуаши, сухой и масляной пастели). 
Учебный предмет «живопись» преподаётся в 4, 5, 6 и 9 классах по 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах по 4 часа в неделю. 
СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Что такое станковая композиция? Можно сказать, что для художника это самое главное. Станковая композиция - это создание картины на станке - мольберте. 
Термин "композиция" (от лат. "compositio") обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют форму. 
С одной стороны это - творческий процесс сочинения, создания произведения искусства от появления замысла до его завершения, явление во многом интуитивное, трудно поддающееся изучению. 
С другой - комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. Изучению законов композиции посвящены занятия по станковой композиции в художественной школе. 
Темы для станковой композиции во всех классах подобраны на основе наблюдения и изучения, как произведений старых мастеров, так и натуры: природы и ее явлений, анатомии и пластической выразительности фигур человека и животных. Предмет «станковая композиция» развивает творческую фантазию, особенно при работе с литературными источниками, а также при работе по памяти и представлению. В старших классах станковая композиция выполняется на основе набросков, подготовительных зарисовок и эскизов. 
На занятиях по станковой композиции учащиеся пробуют работать в различных техниках, в том числе знакомятся с линогравюрой, офортом, монотипией. 
Учебный предмет «композиция станковая» преподаётся в 4, 5, 6, 7 и 9 классах по 2 часа в неделю, в 8 классе – 3 часа в неделю.
ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Декоративная композиция в художественной школе предполагает знакомство учащихся с композиционными законами декоративной композиции. Предлагаются задания на декоративное заполнение круга, квадрата, полосы, треугольника. Знакомство со стилизацией растительных и животных мотивов, самостоятельное создание орнаментов, шрифта, эмблем, декоративного натюрморта. Задания выполняются в различных техниках и материале. 
Учебный предмет «декоративная композиция» преподаётся в 4, 5, 6 классах по 2 часа в неделю; в 7 классе – 1 час в неделю; в 9 классе – 1,5 часа в неделю. 
ЛЕПКА И СКУЛЬПТУРА
Учебный предмет «Лепка» преподаётся в ДХШ с 1 по 3 классы. Лепка дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество». 
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. 
Учебный предмет «Скульптура» преподаётся с 4 по 9 классы. Предмет «Скульптура» в системе предпрофессиональной подготовки учащихся занимает важное место. Это объясняется тем, что скульптура способствует овладению рисунком, живописью, композицией и обусловливает качество усвоения этих специальных дисциплин, во многом определяет успех общего художественно-творческого развития личности ученика художественной школы. Занятия по скульптуре развивают у учащихся внимание, эстетическое восприятие, мышление, зрительную память, творческое воображение и художественные способности, эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому и явлениям действительности. На практических занятиях у учащихся развиваются пространственные представления, умение видеть и передавать в скульптуре трехмерность объектов действительности, пластику форм. 
Мастерская для занятий лепкой оснащена удобной мебелью (ученические столы и стулья), скульптурными станками, гончарными кругами, ванной для глины, стеллажами для скульптуры. 
ПЛЕНЕР
После окончания учебной программы в мастерских, учащиеся продолжают занятия на природе. Под руководством преподавателей дети выполняют акварельные этюды, наброски и зарисовки, а также совершают познавательные экскурсии и прогулки. Живописная природа и старинная архитектура, множество исторических мест, близость дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга и его пригородов – Ораниенбаума, Петергофа, Стрельны – делают Кронштадт чрезвычайно привлекательным для юных художников. За время практики учащиеся должны выполнить определенное количество заданий по рисунку и живописи в соответствии со специально разработанной для пленэра программой. Завершает пленэр итоговый просмотр работ, выполненных во время практики
ИТОГОВЫЕ ПРОСМОТРЫ И ЭКЗАМЕНЫ
Итоговые просмотры и экзамены
В конце каждой четверти в школе осуществляются просмотры выполненных учебных работ. Каждый преподаватель показывает работу в своих группах, дает краткую характеристику каждому ученику, обращает внимание преподавательского состава и администрации на особо одаренных учащихся, и наоборот, - тех, кто не справляется с программой. На просмотрах осуществляется отбор работ в методический фонд школы, а также на текущие выставки детского творчества. 
В конце года выпускные работы по всем предметам учащихся 9-х классов оформляются для итогового экзаменационного просмотра. В назначенные дни все художественные школы города посещает специальная комиссия. Комиссия, оценивающая выпуск, состоит из представителей художественных учебных заведений города, директоров детских художественных школ и преподавателей. По результатам объезда выпускникам выставляются оценки.
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
С 1 по 3 класс в ДХШ преподаётся учебный предмет «Беседы об искусстве». История изобразительного искусства преподается с четвертого по девятый класс. Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
Кабинет истории искусств специально оборудованна наглядными пособиями, удобной мебелью: ученические столы и стулья, книжные шкафы с библиотечным фондом (более 500 книг); письменный и компьютерный стол для преподавателя.
- наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, интерактивная доска;
- электронные образовательные ресурсы: компьютер с доступом в Интернет, принтер, графический планшет, мультемедийный проектор, телевизор, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: видеомагнитофон, DVD плейер, DVD диски, слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.